РЕГЛАМЕНТ

проведения Всероссийского школьного конкурса по статистике «Тренд»

2017/2018 учебный год

 

Регламент разработан на основе Положения о всероссийском школьном конкурсе по статистике «Тренд» (далее - Конкурс).

  1. Конкурс проводится с «01» сентября 2017г. по «31» мая 2018 г.
  2. Этапы конкурса:

- регистрация и представление работ до 31 декабря 2017 г.

- определение призеров и победителей I тура (регионального) Конкурса до 31 января 2018 г.

- прием апелляций до 20 февраля 2018 г.

- представление победителями I тура видео роликов с презентациями работ до 30 марта 2018 г.

- отбор 10 лучших видео роликов с презентациями до 15 апреля 2018 г.

- проведение видео викторины и определение победителя и призеров Конкурса до 30 апреля 2018 г.

- прием апелляций до 15 мая 2018 г.

- рассмотрение апелляций до 31 мая 2018 г. 

  1. Номинации Конкурса

3.1. Первый этап конкурса проводится по двум номинациям: «Учимся собирать статистические данные» и «Учимся анализировать статистические данные». Участники самостоятельно выбирают одну из номинаций.

3.2. Номинация 1 Конкурс «Учимся собирать статистические данные»

3.2.1. Задание Конкурса.

Проведите исследование на тему «Портрет моих сверстников» (на примере вашего класса, секции, кружка, музыкальной, художественной, спортивной школы и т.п.). Для этого вам потребуется подготовить и провести опрос ваших сверстников, а затем обобщить и проанализировать полученную информацию. Результаты исследования необходимо оформить в виде текста доклада и презентации к нему.

3.2.2. Требования к выполнению.

Выполнение задания включает подготовку исследования, практическую часть (проведение опроса) и аналитическую часть (обобщение и анализ полученной информации). Подготовка исследования состоит из определения объекта, единицы и времени наблюдения; разработки вопросника.

3.3. Номинация 2 Конкурс «Учимся анализировать статистические данные»

3.3.1. Задание Конкурса.

Проведите исследование благосостояния населения на основе данных государственной статистики. Соберите информацию по своему региону (субъекту РФ, федеральному округу Российской Федерации). Представьте полученные данные в виде таблиц и графиков; проанализируйте их. Напишите аналитическую записку.

3.3.2. Требования к выполнению

Выполнение задания должно основываться на данных, размещенных на сайтах территориальных органов Федеральной службы государственной статистики, Росстата (http://www.gks.ru/ ), специализированных баз данных (ЕМИСС https://www.fedstat.ru/ ; Центральной Базы Статистических Данных http://cbsd.gks.ru/ ).

  1. Методические рекомендации по выполнению работ I тура

4.1. Номинация 1: Конкурс «Учимся собирать статистические данные»

Опрос является одним из способов сбора статистических данных (так называемого статистического наблюдения). Опрашиваемый – это респондент; тот, кто опрашивает – это интервьюер или регистратор. Для подготовки опроса вы должны:

Определить:

объект наблюдения – группу людей, которых вы собираетесь опрашивать (например, школьный класс). Объект наблюдения состоит из единиц наблюдения (например, ученики данного класса). Обратите внимание, что для того, чтобы результаты исследования были достоверными, нужно обследовать достаточно большую группу, не менее 30 человек. Если в вашем классе вам не удалось охватить 30 человек, создайте резервную группу из учеников параллельного класса и дополните вашу выборку. Данные каждого отдельного человека – уникальны и только обобщив их вы сможете выявить характерные особенности и получить «портрет» вашего сверстника;

время наблюдения – время, к которому относятся собираемые данные. Например, число прочитанных книг за ХХ год (или за другой период); число друзей на 1 сентября ХХ года (или на другую дату). Период наблюдения - не более двух недель. Для всех опрашиваемых он должен быть одним и тем же.

Составить программу опроса:

сформулировать вопросы, на которые вы хотите получить ответы, чтобы получить характерный портрет сверстников;

продумать возможные варианты ответов на каждый вопрос, из которых респондент должен выбрать один вариант;

оформить бланк вопросника, содержащий поставленные вопросы и возможные ответы к ним.

При разработке программы опроса необходимо соблюдать ряд принципов. Вопросы должны соответствовать теме исследования, их не должно быть много. Не стоит включать вопросы, на которые многие ребята не захотят дать честные ответы.

Формулировка вопроса предполагает тот или иной вариант ответа. Например, ответ на вопрос «Сколько тебе лет?» является количественным и выражается целым числом; на вопрос «Посещаешь ли ты спортивную секцию?» предполагает ответ «Да» или «Нет», т.е. является бинарным (альтернативным). Ответы на вопросы вида «Что ты любишь делать в свободное время?» являются многовариантными. Варианты ответов вы должны продумать и напечатать под вопросом. Респондент (отвечающий) должен выбрать ответ из этого списка. Опросы, как правило, являются анонимными, поэтому в вашем опроснике не должно быть сведений об имени, фамилии, точном адресе проживания.

После выполнения заданий подготовительного этапа можно приступать к опросу. После опроса проведите обобщение и анализ полученных данных. Для наглядности используйте таблицы и графики. Прокомментируйте полученные результаты.

Обобщение можно провести на основе ответов по отдельному вопросу (простая группировка) или объединив ответы на несколько вопросов (комбинационная группировка). Примером простой группировки является группировка по возрасту. Например, число ответивших в возрасте до 14 лет и от 14 лет и старше. Если в группировке учесть еще и пол отвечавшего, получим комбинационную группировку:

Пол

Возраст, лет

Итого

до 14 лет

от 14 лет и старше

Девочки

 

 

 

Мальчики

 

 

 

Итого

 

 

 

 Для планирования статистического, т.е. массового опроса вы должны составить организационный план работы.

Организационный план

№ п.п.

Этап работы

Период

1.

Постановка задачи сбора данных

с … по …

2.

Определение объекта исследования, единицы опроса, времени и периода опроса

с … по …

3.

Разработка вопросника

с … по …

4.

Проведение опроса

с … по …

5.

Контроль полноты и правильности заполнения вопросника

с … по …

6.

Обобщение. Построение таблиц и графиков.

с … по …

7.

Анализ результатов. Составление аналитической записки.

с … по …

 

Итого

30 дней

 

Как вы видите, сбор данных и их обобщение – дело непростое. Для проведения статистического обследования требуется терпение, навык общения, интуиция, математические навыки, знания по информатике.

При выполнении задания рекомендуется использовать учебную литературу по теории статистики. Вам помогут сведения, содержащиеся в разделах, посвященных статистическому наблюдению; представлению статистических данных (таблицы и графики); группировке; расчету средних величин; анализу вариации.

 4.2. Номинация 2: Конкурс «Учимся анализировать статистические данные»

При выполнении работы следует:

Используя учебную литературу по теории статистики и социально-экономической статистике изучить:

Основные показатели благосостояния населения, правила их построения и используемые источники данных.

Правила построения таблиц и графиков.

Методы расчета средних величин.

Измерение вариации.

Измерение динамики показателей.

Изучить структуру и содержание сайтов, содержащих официальную статистическую информацию.

Составьте план: какую информацию вы будете использовать для характеристики благосостояния населения, какой период охватите, будете ли вы использовать метод сравнений (регион и РФ; или один регион и другой регион и т.д.), какие показатели вы будете рассчитывать? Как можно наглядно представить и интерпретировать полученные результаты?

Аналитическая записка представляет собой краткие выводы по результатам проведенного анализа. В качестве иллюстраций целесообразно использовать графики и диаграммы. Обязательным элементом анализа должны стать обобщающие характеристики изучаемого явления: средние, максимальные и минимальные значения, средние отклонения от среднего и т.п. Постарайтесь в ходе анализа найти связь между разными характеристиками благосостояния населения.

При изучении данных за несколько лет, т.е. временных рядов, обратите внимание на их однородность с точки зрения условий жизни населения, отсутствия кризисных явлений в экономике. Данные за разные годы должны быть сопоставимы. Примером несопоставимости является, например, измерение численности населения города в случае изменения его административно-территориальных границ, разный уровень цен в разные годы и т.п. Если вы столкнулись со случаями несопоставимости, изучите статистические методы перехода к сопоставимым данным.

Обратите внимание на различие анализа моментных и интервальных временных рядов. Значения (уровни) моментного ряда характеризуют объект изучения на определенную дату. Например, численность учеников в классе по состоянию на 9.00 5 октября XX года. В 10.00 5 октября ХХ года эта численность может быть уже другой (например, пришли опоздавшие). Уровни интервального ряда характеризуют явление за период. Например, число страниц, исписанных в тетради по русскому языку за первый урок, за второй урок и т.д. Сумма уровней интервального ряда – это количество исписанных страниц за весь период наблюдения.

  1. Порядок оформления работ на I этап Конкурса

5.1. Общий объем работы не должен превышать 15 страниц, включая титульный лист, аннотацию, иллюстрации, графики, рисунки, фотографии, перечень ссылок, приложения и список литературы

5.2. Межстрочный интервал – полуторный, шрифт обычный (не жирный, не курсив), Times New Roman, 12 размер. Параметры страницы: верхнее и нижнее поля – 2 см, правое и левое поля 2,5 см

5.3. Приложения (входят в общий объем работы, не превышающий 15 страниц) – не более 5 страниц должны быть помещены в конце работы после списка литературы

5.4. На титульном листе работы обязательно должны быть в последовательном порядке указаны:

- название Конкурса (Всероссийский школьный конкурс по статистике «Тренд»);

- название номинации (Конкурс «Учимся собирать статистические данные»/ Конкурс «Учимся анализировать статистические данные»)

- название работы

- имя и фамилия автора/авторов

- учитель Ф.И.О.

- № образовательной организации

- название региона, города, год

5.5. Вторая страница работы должна быть аннотацией – кратким описанием работы, включающее главные разделы работы.

5.6. Версия работы на бумажном носителе не принимается.

  1. Критерии оценки работы I тура (регионального).

6.1. Максимальный (итоговый) балл – 65

6.2. Итоговый бал складывается из следующих составляющих:

(1) Оформление работы (титульный лист, аккуратность, грамотность, соответствие Положению) – до 2 баллов;

(2) Соответствие тематике Конкурса и выбранной номинации – до 3 баллов;

(3) Грамотная постановка цели (четкость, конкретность) и определение задач, посредством которых она будет достигнута – до 5 баллов;

(4) Соответствие названия содержанию работы, четкая структура работы, использование научной литературы, публицистики, статистических сборников – до 5. баллов;

(6) Глубина раскрытия темы – до 6 баллов;

(7) Стиль, грамотность – до 4 баллов;

(8) Обоснованность суждений – до 5 баллов;

(9) Выводы (конкретность, четкость, соответствие целям и задачам работы) – до 6 баллов;

(10) Вклад автора в работу – до 5 баллов;

(11) Визуализация (таблицы, рисунки, фото, видеоматериалы, презентация) – до 5 баллов;

(12) Методика исследования – до 4 баллов;

(13) Изложение содержания работы, владение материалом – до 13 баллов;

(14) Дополнительные баллы Жюри – до 2 баллов.

  1. Технические требования к видеоролику

7.1. На конкурс предоставляются видеоролики, снятые (созданные) любыми доступными средствами.

7.2. Формат видео: DVD, MPEG4.

7.3. Минимальное разрешение видеоролика – 720x480 (12:8 см).

7.4. Продолжительность видеоролика – от 5 до 10 минут.

7.5. Видеоролики должны быть оформлены информационной заставкой с именем автора, Ф.И.О. учителя, номером школы и класса, названием видеоролика с указанием общей длительности видеоролика.

7.6. Участники сами определяют жанр видеоролика (интервью, репортаж, мультфильм и т.п.).

7.7. В ролике могут использоваться фотографии.

  1. Критерии оценки видео презентаций.

8.1. Критерии оценки видео презентации во время отборочного этапа II тура.

8.1.1. Максимальный (итоговый) балл – 17

8.1.2. Итоговый бал складывается из следующих составляющих:

(1) сила и яркость эмоционально-психологического воздействия – до 7 баллов

(2) полнота раскрытия темы – до 6 баллов;

(3) оригинальность подачи материала – до 4 баллов.

  1. Викторина.

9.1. Викторина проводится в режиме видео-конференц-связи, когда 10 удаленных участников и члены жюри обмениваются информацией в реальном времени. Участники Викторины – авторы 10 лучших видео презентаций работ.

9.2. Викторина проводится при поддержке технических служб Росстата.

9.4. Викторина состоит из 10 вопросов. На вопрос отвечает тот участник, которые первый заявляет о готовности к ответу.

9.3. Примерные вопросы и ответы Викторины

Вопрос 1.

Как бы Вы предложили примерно определить, с помощью теории вероятности, количество рыбы в небольшом пруду, если нет возможности выловить и сосчитать всю рыбу?

Ответ:

Примерно количество рыбы в небольшом пруду можно определить следующим образом: (а) поймать некоторое количество рыб, например, 20 штук, пометить их отпустить назад в пруд; (б) спустя некоторое время снова поймать некоторое количество рыб, пусть это будет 50 рыб; (в) посмотреть, есть ли среди пойманных помеченные ранее рыбы; пусть, например, среди 50 пойманных рыб 2 оказались помеченными. Это означает, что доля помеченных рыб (которых всего 20) составляет 2/50 от общего количества рыб в пруду. Таким образом, общее количество рыб в пруду в 25 раз больше, чем 20 помеченных рыб, то есть 20х 25=500 рыб. Конечно, это очень приблизительный метод оценки, особенно если удалось поймать и пометить мало рыб. Однако, чем больше рыб удастся поймать и пометить (в статистике это называется объемом выборочной совокупности), тем точнее будет оценка, потому что будет лучше проявлять себя закон больших чисел.

Вопрос 2

Допустим, имеется список обычных общеобразовательных школ области, из которого можно определить школы, в которых: (а) количество мальчиков намного больше количества девочек; (б) количество девочек намного больше количества мальчиков; (в) количество мальчиков примерно равно количеству девочек. Как Вы думаете, в какую из этих трех групп, скорее всего, попала самая большая школа в области, а в какую – самая маленькая. Почему?

Ответ:

Мы знаем, что количество мальчиков в среднем примерно равно количеству девочек, но проявляется эта закономерность в полной мере только в том случае, если, согласно закону больших чисел, количество наблюдений достаточно велико. Поэтому, чем больше учеников в школе, тем больше вероятность того, что количество мальчиков будет примерно соответствовать количеству девочек. Поэтому, скорее всего, самая большая школа попала именно в ту группу, в которой количество мальчиков и количество девочек примерно равны. И наоборот. В маленьких школах, количество мальчиков и девочек могут существенно различаться, потому что закон больших чисел в полной мере не проявляется из-за малого количества наблюдений.

Вопрос 3

Допустим, есть три школы: № 1, №2 и №3.

Количество отличников в школе №2 на 5% больше, чем в школе № 1, а в школе №3 на 6 % больше, чем в школе № 2. На сколько процентов количество отличников в школе № 3 больше, чем в школе №1? Ответьте с точностью до одного десятичного знака.

Ответ:

Если соотношение отличников в школе №2 и в школе №1 равно 1,05, а в школе №3 и в школе №2 равно 1,06, то соотношение между школами №3 и №1 равно 1,05 х 1,06 = 1,113, то есть отличников в школе №3 на 11,3% больше, чем в школе №1. Важно, что соотношения, в данном случае, надо перемножать, а не складывать.

Вопрос 4       

В сети Интернет размещено много статистических показателей, которые рассчитывает государственная статистика, государственные и негосударственные исследовательские организации, фирмы. Для того, чтобы рассчитать эти показатели, статистики собирают много первичных данных, проводя специальные обследования, опросы, получая статистические отчеты. Это сложный и дорогой процесс. Но, возможно, в Интернете имеется много первичных данных, например, данных поисковых систем, которые можно было бы использовать для расчета статистических показателей, не проводя специальные обследования и опросы. Какую информацию из Интернета могли бы Вы посоветовать использовать Росстату для расчета социально-экономических показателей?

Ответ:

Например, в сети Интернет есть много сайтов, которые торгуют различными товарами и услугами. При этом на сайтах указываются цены на соответствующие товары и услуги. Поэтому, чтобы посчитать индекс потребительских цен, который является важным социально-экономическим показателем, не обязательно проводить специальное наблюдение за тем, как меняются цены в магазинах или собирать отчеты, достаточно зайти на соответствующие сайты и посмотреть цены на них. Это намного проще и дешевле.      

7.2. Критерии оценки викторины:

за правильный ответ – 2 балла;

за неполный ответ – 1 балл;

за неправильный ответ – 0 баллов.