РЕГЛАМЕНТ

проведения всероссийского школьного конкурса по статистике «Тренд»

2024/2025 учебный год

Регламент разработан на основе Положения о всероссийском школьном конкурсе по статистике «Тренд» (далее - Конкурс).

1. Период проведения Конкурса с 01 сентября 2024 г. по 31 мая 2025 г.

2. Этапы конкурса:

Региональный этап с 1 сентября 2024 г. – 21 февраля 2025 г.:

- регистрация команд на сайте ВШК Тренд и загрузка работ по выполненным исследованиям в Личные кабинеты по 12 января 2025 г. (включительно);

- оценка работ регионального этапа до 10 февраля 2025 г.;

- прием апелляций до 15 февраля 2025 г.;

- рассмотрение апелляций до 20 февраля 2025;

- публикация оценок за работы регионального этапа на сайте ВШК Тренд 21 февраля 2025 г.;

Федеральный этап с 22 февраля 2025 г. – 31 мая 2025 г.:

- отборочный тур: представление командами победителями регионального этапа презентаций исследований в формате видео роликов по 28 марта 2025 г. (включительно)

- оценка видеороликов федеральным жюри до 13 апреля 2025 г.

- проведение онлайн викторины в период с 14 апреля до 1 мая 2025 г.

- прием апелляций до 10 мая 2025 г.

- рассмотрение апелляций до 20 мая 2025 г. 

- публикация на сайте ВШК Тренд результатов ВШК Тренд 20 мая 2025 г.

- занесение информации в ГИР о победителях и призерах ВШК Тренд 2024/25 у.г. до 31 мая 2025 г.

3. Номинации Конкурса

Конкурс проводится по двум номинациям:

3.1. Номинация 1.  «Учимся собирать статистические данные»

Тема исследования: «Изучаем посетителей музеев»

3.2. Номинация 2 «Учимся анализировать статистические данные»

Тема исследования: «Современная семья»

4. Методические рекомендации по выполнению работ

4.1. Общие рекомендации.

Конкурс состоит из следующих основных шагов.

На региональном этапе выполняются:

1 шаг – формулировка проблемы и формирование системы статистических показателей.

 Суть этого шага состоит в том, что, прежде чем собирать первичные статистические данные и рассчитывать показатели, необходимо разобраться, что, собственно, Вы собираетесь измерять и зачем.

2 шаг – проектирование соответствующего статистического исследования.

 На этом шаге Вы должны решить, каким образом Вы будете собирать статистические данные.

Существует несколько подходов к сбору первичных данных, необходимых для проведения статистического исследования. В некоторых случаях проводится статистическое наблюдение, например, проводится опрос с помощью интервью или рассылка анкет. В других случаях целесообразно использовать уже имеющиеся данные, такую как административная информация (например, справки о болезни могут быть использованы для изучения заболеваемости). В некоторых случаях первичные данные получаются с помощью организации эксперимента. Этот метод получения первичных данных распространен, например, в сельском хозяйстве (селекционная работа), в генетике или в медицине. 

В последнее время статистика все чаще использует так называемые «большие данные». «Большие данные» — это данные из интернета или другая информация, полученная с помощью современных технологий, которая изначально собиралась не для статистических целей, но которую можно использовать и в статистике. Например, камеры наблюдения обычно устанавливаются для обеспечения безопасности или для регулирования дорожного движения, но с их помощью также можно собрать информацию о количестве туристов или поведении животных в зоопарке. Важно научиться правильно, использовать эти данные.

Каждый из способов получения первичных данных имеет свои особенности. В этом году мы предлагаем Вам собрать первичные «большие данные» с помощью камер наблюдения и использовать их для изучения потока посетителей музеев и попытаться составить портрет типичного посетителя музея.

Для этого, прежде всего, сформулировать задачу исследования, которое вам придется осуществить.

Все статистические задачи сводятся к тому, что, решая их, мы решаем какую-то практическую проблему. Давайте представим, что вы работаете консультантом-статистиком в музее, и вам поручили проанализировать, что нужно сделать, чтобы музей стал еще более удобным и полезным для посетителей.

Провести такой анализ можно, исходя из закономерностей, выявленных на основе изучения потока информации о посетителях, их количестве, составе и т.д. Для того, чтобы информация стала пригодной для статистического анализа, она должна быть преобразована в данные. Данные – это определенным образом формализованная информация о событиях. Данные обычно представлены в виде показателей.

Прежде всего, подумайте, какие именно показатели вы хотели бы использовать для анализа, в каких единицах измерения будут выражены эти показатели. Например, вам необходимо знать общее количество посетителей, сколько среди них взрослых, сколько детей, сколько мужчин, сколько женщин. Вам, наверное, надо было бы знать, как рано приходят посетители в музей, в какие дни недели, какие залы они посещают. Кроме того, чтобы составить объективную картину, вы должны будете сравнить эти данные по изучаемому вами музею с данными по другим музеям – большим и маленьким, показать, в чем разница между ними.

Очень важным является вопрос об источнике данных. Для выполнения работы мы рекомендуем воспользоваться сайтом Web камеры мира http://tvway.ru/index.php?file=10247 , хотя можно найти и другие источники.

Внимательно изучите этот сайт. На нем в режиме реального времени дается «картинка» с камер наблюдения, расположенных во многих странах мира. Есть среди них камеры, которые установлены в музеях. Мы рекомендуем вам выбрать в качестве основного источника данных камеру, расположенную у входа в музей Эрмитаж в Санкт-Петербурге, а также в двух залах этого музея – зале классического искусства (зал Рафаэля) и в зале современного искусства (зал Матисса). В качестве вспомогательных источников данных вы можете использовать камеры у Кирилло-Белозерского музея-заповедника или небольшого музея в деревне Малые Карелы, Архангельской области. Эти два музея, конечно, намного меньше Эрмитажа, но вы сможете использовать по ним данные для сравнения. Советуем вам также понаблюдать за потоком посетителей в храм св. Петра в Ватикане. Возможно, вы найдете и другие музеи.

Найдите соответствующую литературу и почитайте о каждом из этих музеев, чтобы лучше проводить исследование.

Следует разработать и подробно описать методику наблюдения, продумать ход его проведения с учетом того, что поток посетителей меняется в течение дня и в зависимости от дня недели. Не пытайтесь наблюдать за посетителями постоянно, достаточно несколько наблюдений утром, днем и вечером по 10-15 минут каждое. Это называется выборочное наблюдение. Подумайте, как, исходя из полученных вами выборочных данных, можно рассчитать обобщающие показатели, как осуществить, какое оборудование используется для проведения, какие методы исследования применяются, какие наблюдения и учеты проводятся, какова их периодичность, каков объем выборки.

Решите, какие показатели работы Эрмитажа и характеристики его посетителей вы можете сравнить с данными по другим музеям. Может быть, для анализа вы найдете другие данные в интернете или в книгах. Но будьте осторожны, работая с данными из интернета – они могут оказаться не вполне надежными.  

Следующий шаг – сводка, обработка и анализ полученных данных.

С помощью статистической обработки полученных данных получаются сводные результаты по тем показателям, которые вы наметили для себя. Убедитесь, что полученные вами результаты выглядят логично и обоснованно. Если что-то показалось вам неправдоподобным, проверьте расчеты.  

Основные данные анализа желательно представить в виде диаграмм и графиков. Они придают полученным результатам большую наглядность и облегчают их восприятие и осмысление.

После статистической обработки экспериментальных данных, построения таблиц, графиков и диаграмм приступают к обобщению полученных данных и формулировке выводов.

Современная статистика разработала различные сложные математические и не очень сложные методы анализа, с помощью которых можно установить и количественно описать связь между различными показателями, делать прогнозы. Эти методы применяются повсюду – в экономике, в социологии, в организации производства, в демографии, в медицине, в различных научных областях – в физике, химии, астрономии… Большинство научных открытий сегодня совершаются с помощью статистических методов анализа. Вам порка рано применять эти методы в своих исследованиях, нужно немного подучиться. Но дорогу осилит идущий…

5 шаг – подготовка работы о проведенном исследовании. Правила оформления работы подробно излагаются в главе 5.

На федеральном этапе выполняются:

6 шаг – видео-презентация результатов.

 От того, насколько ярко, интересно и наглядно Вы сумеете представить результаты своего исследования, во многом зависит успех. Можно сделать прекрасную работу, но, если Вы не доведете её до конца, скомкано или неполно расскажете о своих результатах, Вам не победить в соревновании. Подготовьте сценарий видео-презентации. Распределите между собой работу. Сделайте аккуратную видео-презентацию, четко изложите в ней методологию, которую Вы применили для своего исследования (в статистике это называется – метаданные), какие данные собрали, какие результаты получили и как их использовали для анализа. Используйте, где это необходимо, графики, таблицы и иллюстрации.  Расскажите, чему Вы научились, какие у Вас планы. Попросите Вашего учителя по информатике помочь Вам сделать хорошую видео-презентацию, научитесь использовать технические возможности стандартной программы. Вам это очень пригодится в жизни. Примеры презентаций Вы можете найти на сайте конкурса. 

7 шаг – онлайн викторина на статистические темы.

4.3 Номинация 2: «Учимся анализировать статистические данные»

Тема исследования: «Современная семья»

Особенность этой номинации заключается в том, что от Вас не требуется проводить обследование и собирать первичные данные. Вы должны проанализировать те данные, которые уже собрала и опубликовала для Вас государственная статистика России и международные организации.

Совсем недавно в России проходила перепись населения. Сейчас ее результаты опубликованы, они доступны в интернете и в библиотеках. Попросите учителей помочь вам найти эти данные.

Прочитайте про перепись, посмотрите, какие данные опубликованы. Посмотрите публикации на специальных демографических сайтах и в специальных журналах. Начните с сайта Росстата и территориального органа государственной статистики региона, в котором вы живете. Зайдите на сайты международных организаций. Основная международная организация — это Организация Объединенных Наций (ООН). В ее составе работает так называемый Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА). Зайдите на сайт этой организации, при необходимости попросите взрослых помочь вам.

 В ходе выполнения этого задания Вам потребуется:

  1. Продумать, какие именно демографические проблемы, с Вашей точки зрения, имеются в нашей стране и в вашем регионе;
  2. Ознакомиться с демографическими показателями, которые публикуются Росстатом и международными организациями, решить, какие из этих показателей могли бы быть Вами использованы для раскрытия темы;
  3. Собрать данные по нашей стране (сайт Росстата) и по другим странам, которые Вы захотите включить в исследование для того, чтобы сравнить с ними нашу страну. Для этого мы рекомендуем Вам зайти на сайт ЮНФПА, на сайт глобальной базы данных по Целям устойчивого развития ООН https://unstats.un.org/sdgs/dataportal где есть много интересных и полезных демографических показателей. Мы обращаем Ваше внимание, что русский язык является одним из официальных языков ООН, поэтому на сайте ООН можно найти данные на русском, хотя знание английского языка также может оказаться полезным. Возможно, что Вы решите дополнительно проанализировать данные по Вашему региону, если сумеете найти их.
  4. Рассчитать производные показатели, которые Вы сочтете необходимым, например, показатели динамики численности населения, структуры семей в разных странах и регионах России, в вашем регионе, данные о среднем количестве детей в семьях и т.д. Если Вы будете сопоставлять между собой данные по разным странам и регионам, подумайте над тем, что страны могут сильно различаться по величине, по расположению, климату, уровню развития экономики и по культуре. Иногда для того, чтобы сделать данные по разным странам сопоставимыми, их необходимо нормировать, то есть выразить в расчете на одного жителя, на 1 квадратный километр территории и т.д.
  5. Подумайте, о чем говорят собранные вами статистические данные, что хорошо и что не очень. Вам придется провести анализ и сформировать аналитическую записку, включив в нее, при необходимости, достаточное количество графиков, схем и таблиц. Все статистические данные, которые Вы приводите, должны иметь ссылку на источник информации.

5. Порядок оформления работы на региональном этапе

5.1. Общий объем работы не должен превышать 15 страниц, включая титульный лист, аннотацию, иллюстрации, графики, рисунки, фотографии, перечень ссылок, приложения и список литературы

5.2. Межстрочный интервал – полуторный, шрифт обычный (не жирный, не курсив), Times New Roman, 12 размер. Параметры страницы: верхнее и нижнее поля – 2 см, правое и левое поля 2,5 см

5.3. Приложения (входят в общий объем работы, не превышающий 15 страниц) – не более 5 страниц должны быть помещены в конце работы после списка литературы

5.4. На титульном листе работы обязательно должны быть в последовательном порядке указаны:

- название Конкурса (Всероссийский школьный конкурс по статистике «Тренд»);

- название номинации (Конкурс «Учимся собирать статистические данные»/ Конкурс «Учимся анализировать статистические данные»)

- название работы

- имя и фамилия автора/авторов

- учитель Ф.И.О.

- № образовательной организации

- название региона, города, год

5.5. Вторая страница работы должна быть аннотацией – кратким описанием исследования и его главные результаты.

5.6. Работа передается в региональное жюри конкурса в электронном виде. Версия работы на бумажном носителе не принимается.

6. Критерии оценки работ и отбора победителей и призеров регионального этапа.

6.1. На региональном этапе Конкурса членами регионального жюри оценивается письменная работа, подготовленная по теме Номинации 1 или Номинации 2.

6.2. Работа должна быть загружена в Личный кабинет. При загрузке работы в Личный кабинет в поле соответствующей Номинации в таблице «Участники конкурса 2024/25 учебного года», размещенной на сайте РАС, появляется отметка о номере Номинации в графе «Работы». Если отметки «Номинация 1» или «Номинация 2» не появились – это означает, что работа не загрузилась.  Количество набранных баллов размещается в графе «Балл».

6.3. Победитель определяется в каждой Номинации. Победителем регионального этапа являются авторы той работы, которая набрала наибольшее количество баллов среди работ, подготовленных в регионе. Это подтверждается отметкой «Победитель» в графе «Результаты регионального этапа». Победителям вручаются Свидетельства о победе в региональном туре.

6.4. Призерами регионального тура становятся авторы трех работ, которые набрали количество баллов следующее за работой-победителя. Призерам вручаются дипломы I, II и III степени, в соответствии с набранными баллами, что отражается в графе «Результаты регионального этапа». Призерам регионального этапа вручаются дипломы I, II, и III степени.

6.5. Критерии оценки работ регионального этапа.

Максимальный (итоговый) балл – 65 в т.ч.:

(1) Оформление работы (титульный лист, аккуратность, грамотность, соответствие Положению) – до 2 баллов;

(2) Соответствие тематике Конкурса и выбранной номинации – до 3 баллов;

(3) Грамотная постановка цели (четкость, конкретность) и определение задач, посредством которых она будет достигнута – до 5 баллов;

(4) Соответствие названия содержанию работы, четкая структура работы, использование научной литературы, публицистики, статистических сборников – до 5. баллов;

(6) Глубина раскрытия темы – до 6 баллов;

(7) Стиль, грамотность – до 4 баллов;

(8) Обоснованность суждений – до 5 баллов;

(9) Выводы (конкретность, четкость, соответствие целям и задачам работы) – до 6 баллов;

(10) Вклад автора в работу – до 5 баллов;

(11) Визуализация (таблицы, рисунки, фото, видеоматериалы, презентация) – до 5 баллов;

(12) Методика исследования – до 4 баллов;

(13) Изложение содержания работы, владение материалом – до 13 баллов;

(14) Дополнительные баллы Жюри – до 2 баллов

7. Критерии оценки работ и отбора победителей и призеров федерального этапа.

7.1. К участию в федеральном этапе допускаются только победители регионального этапа в каждой Номинации.

7.2. Баллы, полученные победителями на региональном этапе, не принимаются во внимание и не суммируются с баллами, полученными на федеральном этапе.

7.3. Федеральный этап состоит из двух туров: отборочный тур и викторина.

7.4. Для участия в отборочном туре готовится видео презентация работы, выполненной на региональном этапе. Ролик размещается на любом видео хостинге, ссылка на ролик размещается в Личном кабинете. При размещении ссылки в Личном кабинете в таблице «Участники конкурса 2024/25 учебного года» в графе «Видеопрезентация» появляется отметка «+»

7.5. Критерии оценки видео презентации.

 Максимальный (итоговый) балл – 17, в т. ч.:

(1) сила и яркость эмоционально-психологического воздействия – до 7 баллов

(2) полнота раскрытия темы – до 6 баллов;

(3) оригинальность подачи материала – до 4 баллов.

7.6. Баллы, набранные за видео презентацию, размещаются на сайте ВШК «Тренд» в таблице «Участники конкурса 2024/25 учебного года» в графе «Видеопрезентация (балл)»

7.7.  К участию в викторине допускаются пять команд Номинации 1 и пять участников Номинации 2, набравшие максимальное количество баллов на отборочном туре в своей Номинации.

7.8. Викторина проводится в режиме видео конференции. Все конкурсанты, допущенные к участию в викторине, со своими учителями должны прибыть к месту проведения онлайн викторины, определенному Партнером Конкурса, своего региона откуда организовывается связь с членами федерального жюри, которые размещаются в Москве. Викторина - очный тур, с применением видео-конференц-связи.

Связь с ведущим викторины осуществляется по видео-мосту.

Участники самостоятельно отвечают на вопросы викторины, руководствуясь правилами, которые доводит до них ведущий викторины. Подсказки от учителей или других лиц, присутствующих в помещении, не допускаются. Региональный координатор Конкурса следит за порядком в помещении и, в случае установленных нарушений/подсказок, может обратиться по видеосвязи к председателю Федерального жюри с предложением о снятии участника с соревнования.

7.9. Викторина проводится последовательно: сначала для конкурсантов Номинации 1, затем для конкурсантов Номинации 2.

7.10. Баллы, полученные за ответы на викторине, размещаются в таблице «Участники конкурса 2024/25 учебного года» в графе «Викторина балл».

7.11. Критерии оценки ответов конкурсантов на викторине

Максимальный итоговый балл – 34, в т. ч.:

(1) Правильность ответа – до 14 баллов

(2) Демонстрация статистического мышления – до 14 баллов

(3) Логичное и четкое изложение материала – до 6 баллов

7.12.  Объявление результатов викторины, порядок подачи апелляций и объявление победителей Конкурса

Предварительные результаты викторины объявляются Федеральным жюри непосредственно после окончания очного тура и доводятся до участников посредством видеосвязи. В случае несогласия с решением Федерального жюри участники имеют право подать апелляцию. Обоснованная апелляция может быть подана в письменном виде по электронной почте секретарю Федерального жюри в сроки, указанные в Положении о конкурсе. В апелляции должно быть ясно указано, с чем именно не согласен участник конкурса или его учитель.

7.13. Баллы, набранные на федеральном этапе, определяются путем сложения набранных баллов за видеопрезентацию и за ответы на викторине.

7.14. Победители федерального этапа определяются в каждой Номинации и являются командой/участником, набравшими максимальное количество баллов. Отметка о победе в ВШК Тренд 2024/25 «Победитель» размещается в таблице «Участники конкурса 2024/25 учебного года» в графе «Результаты конкурса».

7.15. Призеры конкурса определяются в каждой номинации и соответствуют трем максимальным результатам, следующим за победителем. Отметка о награде дипломами I, II и III степени за участие в ВШК Тренд 2024/25 размещается в таблице «Участники конкурса 2024/25 учебного года» в графе «Результаты конкурса».

Рекомендуемая литература:

Статистика в 2 т. Том 1: Учебник / Елисеева И.И. - Отв. ред. — 4-е изд., пер. и доп .— М. : Издательство Юрайт, 2016 .— 332 .

Статистика в 2 т. Том 2: Учебник / Елисеева И.И. - Отв. ред. — 4-е изд., пер. и доп .— М. : Издательство Юрайт, 2016 .— 346