проведения всероссийского школьного конкурса по статистике «Тренд»
2025/2026 учебный год
Регламент разработан на основе Положения о всероссийском школьном конкурсе по статистике «Тренд» (далее - Конкурс).
1. Период проведения Конкурса с 01 сентября 2025 г. по 31 мая 2026 г.
2. Этапы конкурса:
Региональный этап с 1 сентября 2025 г. – 21 февраля 2025 г.:
- регистрация команд на сайте ВШК Тренд и загрузка работ по выполненным исследованиям в Личные кабинеты по 11 января 2026 г. (включительно);
- оценка работ регионального этапа до 10 февраля 2026 г.;
- прием апелляций до 15 февраля 2026 г.;
- рассмотрение апелляций до 20 февраля 2026;
- публикация результатов регионального этапа на сайте ВШК Тренд 21 февраля 2026 г.;
Федеральный этап с 22 февраля 2025 г. – 31 мая 2026 г.:
- отборочный тур: представление командами победителями регионального этапа презентаций исследований в формате видео роликов по 29 марта 2026 г. (включительно)
- оценка видеороликов федеральным жюри до 12 апреля 2026 г.
- проведение онлайн викторины в период с 13 апреля до 1 мая 2026 г.
- прием апелляций до 10 мая 2026 г.
- рассмотрение апелляций до 20 мая 2026 г.
- публикация на сайте ВШК Тренд результатов ВШК Тренд 20 мая 2026 г.
- занесение информации в ГИР о победителях и призерах ВШК Тренд 2024/25 у.г. до 31 мая 2026 г.
1 шаг – формулировка проблемы и формирование системы статистических показателей.
Суть этого шага состоит в том, что, прежде чем собирать первичные статистические данные и рассчитывать показатели, необходимо разобраться, что, собственно, Вы собираетесь измерять и зачем.
2 шаг – проектирование соответствующего статистического исследования.
Для этого, прежде всего, необходимо сформулировать задачу исследования, которое вам придется осуществить. Например, вы стремитесь выяснить, есть ли связь между возрастом школьника и его готовностью сделать выбор своей будущей профессии. Иными словами, вы формируете гипотезу о том, что старшие школьники лучше знают, какую профессию они собираются выбрать после окончания школы, чем ученики младших классов. Затем вы должны подтвердить или опровергнуть эту гипотезу с помощью статистических данных.
После этого вы должны выбрать статистический показатель, с помощью которого вы сможете подтвердить или опровергнуть сформулированную гипотезу и подумать, каким образом можно получить первичные данные по этому показателю.
Например, вы решили, что основой для решения вашей задачи может стать показатель «Удельный вес ответа «я пока не знаю, какую профессию выберу», среди ответов школьников разных возрастов на вопрос «Кем ты хочешь стать после окончания школы». Имея этот показатель, вы можете сравнить результаты по разным возрастам между собой и в случае, если вам удастся выявить тенденцию снижения удельного веса школьников, которые на знают, какую профессию выберут в общем числе опрошенных школьников соответственного возраста, вы будете считать гипотезу доказанной. При этом (1) выборка, по которой получены данные, должна быть случайной (то есть нет смысла опрашивать тех школьников, которые занимаются в специальных классах или группах), (2)выборка должна быть достаточно большой и (3) тенденция означает, что доля школьников разных возрастов, не определившихся с выбором профессии, может колебаться от года к году, но, в целом, она должна сокращаться.
Кроме того, на этом шаге Вы должны решить, каким образом Вы будете собирать статистические данные.
Существует несколько подходов к сбору первичных данных, необходимых для проведения статистического исследования. В некоторых случаях проводится статистическое наблюдение, например, проводится опрос с помощью интервью или рассылка анкет. В других случаях целесообразно использовать уже имеющиеся данные, такую как административная информация (например, справки о болезни могут быть использованы для изучения заболеваемости). В некоторых случаях первичные данные получаются с помощью организации эксперимента. Этот метод получения первичных данных распространен, например, в сельском хозяйстве (селекционная работа), в генетике или в медицине.
В последнее время статистика все чаще использует так называемые «большие данные». «Большие данные» — это данные из интернета или другая информация, полученная с помощью современных технологий, которая изначально собиралась не для статистических целей, но которую можно использовать и в статистике. Например, камеры наблюдения обычно устанавливаются для обеспечения безопасности или для регулирования дорожного движения, но с их помощью также можно собрать информацию о количестве туристов или поведении животных в зоопарке. Важно научиться правильно, использовать эти данные.
Каждый из способов получения первичных данных имеет свои особенности.
3 шаг – проведение обследования или подбор готовых статистических данных из надежных источников.
4 шаг – сводка, обработка и анализ полученных данных.
С помощью статистической обработки первичных данных получаются сводные результаты по тем показателям, которые вы наметили для себя. Убедитесь, что полученные вами результаты выглядят логично и обоснованно. Если что-то показалось вам неправдоподобным, проверьте расчеты.
Основные данные анализа желательно представить в виде диаграмм и графиков. Они придают полученным результатам большую наглядность и облегчают их восприятие и осмысление.
После статистической обработки экспериментальных данных, построения таблиц, графиков и диаграмм приступают к обобщению полученных данных и формулировке выводов.
Современная статистика разработала различные сложные математические и не очень сложные методы анализа, с помощью которых можно установить и количественно описать связь между различными показателями, делать прогнозы. Эти методы применяются повсюду – в экономике, в социологии, в организации производства, в демографии, в медицине, в различных научных областях – в физике, химии, астрономии… Большинство научных открытий сегодня совершаются с помощью статистических методов анализа. Вам порка рано применять эти методы в своих исследованиях, нужно немного подучиться. Но дорогу осилит идущий…
5 шаг – подготовка работы о проведенном исследовании. Правила оформления работы подробно излагаются в главе 5.
На федеральном этапе выполняются:
6 шаг – видео-презентация результатов.
От того, насколько ярко, интересно и наглядно Вы сумеете представить результаты своего исследования, во многом зависит успех. Можно сделать прекрасную работу, но, если Вы не доведете её до конца, скомкано или неполно расскажете о своих результатах, Вам не победить в соревновании. Подготовьте сценарий видео-презентации. Распределите между собой работу. Сделайте аккуратную видео-презентацию, четко изложите в ней методологию, которую Вы применили для своего исследования (в статистике это называется – метаданные), какие данные собрали, какие результаты получили и как их использовали для анализа. Используйте, где это необходимо, графики, таблицы и иллюстрации. Расскажите, чему Вы научились, какие у Вас планы. Попросите Вашего учителя по информатике помочь Вам сделать хорошую видео-презентацию, научитесь использовать технические возможности стандартной программы. Вам это очень пригодится в жизни. Примеры презентаций Вы можете найти на сайте конкурса.
Особенность этой номинации заключается в том, что от Вас не требуется проводить обследование и собирать первичные данные. Вы должны проанализировать те данные, которые уже собрала и опубликовала для Вас Центральный банк Российской Федерации и другие финансовые и статистические организации.
Современный человек обязательно должен владеть основами финансовой грамотности. Однако, мало знать названия тех или иных финансовых инструментов и представлять себе, как они работают, надо еще уметь сопоставлять их между собой, разбираться какую роль каждый из этих инструментов играет в жизни людей.
Для этого необходимо воспользоваться данными финансовой статистики. Важнейшим ведомством, которое занимается составлением финансовой статистики в нашей стране, является Центральный банк или Банк России. Именно данными с сайта этой организации мы и предлагаем вам воспользоваться.
Для выполнения задания вы должны сделать следующее:
Подумайте, какие финансовые инструменты используют люди в повседневной жизни. В статистике используется термин домашнее хозяйство, то есть группа людей, которая совместно тратит деньги, например, на покупки продуктов питания, на оплату услуг, на поездки и т.д. Это может быть семья или просто знакомые люди (например, студенты, которые для экономии вместе снимают квартиру в чужом городе). Имейте это в виду, потому что вам придется искать на сайте ЦБ информацию, которая относится к домашним хозяйствам.
Обратите внимание, что на этом сайте есть также раздел «Метаданные», где даются объяснения по поводу того, что означает каждый показатель и как он рассчитывался. Обязательно ознакомьтесь с этой информацией.
Выпишите данные, которые понадобятся вам для анализа, при необходимости рассчитайте производные показатели, постройте таблицы и графики. Не копируйте графики и таблицы с сайта, а постройте их самостоятельно.
Рассмотрите также данные о доходах и расходах домашних хозяйств, которые публикует Росстат. В частности, найдите документ, который называется Баланс денежных доходов и расходов населения https://rosstat.gov.ru/folder/13397
5. Порядок оформления работы на региональном этапе
5.1. Общий объем работы не должен превышать 15 страниц, включая титульный лист, аннотацию, иллюстрации, графики, рисунки, фотографии, перечень ссылок, приложения и список литературы
5.2. Межстрочный интервал – полуторный, шрифт обычный (не жирный, не курсив), Times New Roman, 12 размер. Параметры страницы: верхнее и нижнее поля – 2 см, правое и левое поля 2,5 см
5.3. Приложения (входят в общий объем работы, не превышающий 15 страниц) – не более 5 страниц должны быть помещены в конце работы после списка литературы
5.4. На титульном листе работы обязательно должны быть в последовательном порядке указаны:
- название Конкурса (Всероссийский школьный конкурс по статистике «Тренд»);
- название номинации (Конкурс «Учимся собирать статистические данные»/ Конкурс «Учимся анализировать статистические данные»)
- название работы
- имя и фамилия автора/авторов
- учитель Ф.И.О.
- № образовательной организации
- название региона, города, год
5.5. Вторая страница работы должна быть аннотацией – кратким описанием исследования и его главные результаты.
5.6. Работа передается в региональное жюри конкурса в электронном виде. Версия работы на бумажном носителе не принимается.
6. Критерии оценки работ и отбора победителей и призеров регионального этапа.
6.1. На региональном этапе Конкурса членами регионального жюри оценивается письменная работа, подготовленная по теме Номинации 1 или Номинации 2.
6.2. Работа должна быть загружена в Личный кабинет. При загрузке работы в Личный кабинет в поле соответствующей Номинации в таблице «Участники конкурса 2025/26 учебного года», размещенной на сайте РАС, появляется отметка о номере Номинации в графе «Работы». Если отметки «Номинация 1» или «Номинация 2» не появились – это означает, что работа не загрузилась.
Количество набранных баллов размещается в графе «Балл».
6.3. Победитель определяется в каждой Номинации. Победителем регионального этапа являются авторы той работы, которая набрала наибольшее количество баллов среди работ, подготовленных в регионе. Это подтверждается отметкой «Победитель» в графе «Результаты регионального этапа». Победителям вручаются Свидетельства о победе в региональном туре.
6.4. Призерами регионального тура становятся авторы трех работ, которые набрали количество баллов следующее за работой-победителя. Призерам вручаются дипломы I, II и III степени, в соответствии с набранными баллами, что отражается в графе «Результаты регионального этапа». Призерам регионального этапа вручаются дипломы I, II, и III степени.
6.5. Критерии оценки работ регионального этапа.
Максимальный (итоговый) балл – 65 в т.ч.:
(1) Оформление работы (титульный лист, аккуратность, грамотность, соответствие Положению) – до 2 баллов;
(2) Соответствие тематике Конкурса и выбранной номинации – до 3 баллов;
(3) Грамотная постановка цели (четкость, конкретность) и определение задач, посредством которых она будет достигнута – до 5 баллов;
(4) Соответствие названия содержанию работы, четкая структура работы, использование научной литературы, публицистики, статистических сборников – до 5. баллов;
(6) Глубина раскрытия темы – до 6 баллов;
(7) Стиль, грамотность – до 4 баллов;
(8) Обоснованность суждений – до 5 баллов;
(9) Выводы (конкретность, четкость, соответствие целям и задачам работы) – до 6 баллов;
(13) Изложение содержания работы, владение материалом – до 13 баллов;
(14) Дополнительные баллы Жюри – до 2 баллов
7. Критерии оценки работ и отбора победителей и призеров федерального этапа.
7.1. К участию в федеральном этапе допускаются только победители регионального этапа в каждой Номинации.
7.2. Баллы, полученные победителями на региональном этапе, не принимаются во внимание и не суммируются с баллами, полученными на федеральном этапе.
7.3. Федеральный этап состоит из двух туров: отборочный тур и викторина.
7.4. Для участия в отборочном туре готовится видео презентация работы, выполненной на региональном этапе. Ролик размещается на любом видео хостинге, ссылка на ролик размещается в Личном кабинете. При размещении ссылки в Личном кабинете в таблице «Участники конкурса 2024/25 учебного года» в графе «Видеопрезентация» появляется отметка «+»
7.5. Критерии оценки видео презентации.
Максимальный (итоговый) балл – 17, в т. ч.:
(1) сила и яркость эмоционально-психологического воздействия – до 7 баллов
(2) полнота раскрытия темы – до 6 баллов;
(3) оригинальность подачи материала – до 4 баллов.
7.6. Баллы, набранные за видео презентацию, размещаются на сайте ВШК «Тренд» в таблице «Участники конкурса 2025/26 учебного года» в графе «Видеопрезентация (балл)»
7.7. К участию в викторине допускаются пять команд Номинации 1 и пять участников Номинации 2, набравшие максимальное количество баллов на отборочном туре в своей Номинации.
7.8. Викторина проводится в режиме видео конференции. Все конкурсанты, допущенные к участию в викторине, со своими учителями должны прибыть к месту проведения онлайн викторины, определенному Партнером Конкурса, своего региона откуда организовывается связь с членами федерального жюри, которые размещаются в Москве. Викторина - очный тур, с применением видео-конференц-связи.
Связь с ведущим викторины осуществляется по видео-мосту.
Участники самостоятельно отвечают на вопросы викторины, руководствуясь правилами, которые доводит до них ведущий викторины. Подсказки от учителей или других лиц, присутствующих в помещении, не допускаются. Региональный координатор Конкурса следит за порядком в помещении и, в случае установленных нарушений/подсказок, может обратиться по видеосвязи к председателю Федерального жюри с предложением о снятии участника с соревнования.
7.9. Викторина проводится последовательно: сначала для конкурсантов Номинации 1, затем для конкурсантов Номинации 2.
7.10. Баллы, полученные за ответы на викторине, размещаются в таблице «Участники конкурса 2024/25 учебного года» в графе «Викторина балл».
7.11. Критерии оценки ответов конкурсантов на викторине
Максимальный итоговый балл – 34, в т. ч.:
(1) Правильность ответа – до 14 баллов
(2) Демонстрация статистического мышления – до 14 баллов
(3) Логичное и четкое изложение материала – до 6 баллов
7.12. Объявление результатов викторины, порядок подачи апелляций и объявление победителей Конкурса
Предварительные результаты викторины объявляются Федеральным жюри непосредственно после окончания очного тура и доводятся до участников посредством видеосвязи. В случае несогласия с решением Федерального жюри участники имеют право подать апелляцию. Обоснованная апелляция может быть подана в письменном виде по электронной почте секретарю Федерального жюри в сроки, указанные в Положении о конкурсе. В апелляции должно быть ясно указано, с чем именно не согласен участник конкурса или его учитель.
7.13. Баллы, набранные на федеральном этапе, определяются путем сложения набранных баллов за видеопрезентацию и за ответы на викторине.
7.14. Победители федерального этапа определяются в каждой Номинации и являются командой/участником, набравшими максимальное количество баллов. Отметка о победе в ВШК Тренд 2025/26 «Победитель» размещается в таблице «Участники конкурса 2025/26 учебного года» в графе «Результаты конкурса».
7.15. Призеры конкурса определяются в каждой номинации и соответствуют трем максимальным результатам, следующим за победителем. Отметка о награде дипломами I, II и III степени за участие в ВШК Тренд 2025/26 размещается в таблице «Участники конкурса 2025/26 учебного года» в графе «Результаты конкурса».
Рекомендуемая литература:
Статистика в 2 т. Том 1: Учебник / Елисеева И.И. - Отв. ред. — 4-е изд., пер. и доп .— М. : Издательство Юрайт, 2016 .— 332 .
Статистика в 2 т. Том 2: Учебник / Елисеева И.И. - Отв. ред. — 4-е изд., пер. и доп .— М. : Издательство Юрайт, 2016 .— 346