РЕГЛАМЕНТ

проведения всероссийского школьного конкурса по статистике «Тренд»

2022/2023 учебный гоа

Регламент разработан на основе Положения о всероссийском школьном конкурсе по статистике «Тренд» (далее - Конкурс).

          1. Период проведения Конкурса

Конкурс проводится с 1 сентября 2022 г. по 31 мая 2023 г.

          2. Этапы Конкурса

Региональный этап с 1 сентября 2022 г. – 25 февраля 2023 г.:

- регистрация команд на сайте ВШК Тренд и загрузка работ по выполненным исследованиям в Личные кабинеты до 8 января 2023 г.;

- определение призеров и победителей регионального этапа Конкурса до 31 января 2023 г.;

- прием апелляций до 10 февраля 2023 г.;

- рассмотрение апелляций до 20 февраля 2023;

- объявление победителей и призеров регионального этапа на сайте ВШК Тренд 21 февраля 2023 г.;

Федеральный этап с 22 февраля 2023 г. – 31 мая 2023 г.:

- отборочный тур: представление командами победителями регионального этапа презентаций исследований в формате видео роликов до 31 марта 2023 г.

- оценка видеороликов федеральным жюри до 16 апреля 2023 г.

- проведение онлайн викторины до 1 мая 2023 г.

- прием апелляций до 15 мая 2023 г.

- рассмотрение апелляций до 20 мая 2023 г. 

- объявление на сайте ВШК Тренд победителей и призеров ВШК Тренд 20 мая 2023 г.

  1. Номинации Конкурса

            Конкурс проводится по двум номинациям:

3.1. Номинация 1.  «Учимся собирать статистические данные»

Тема исследования: «Сбор первичных данных в результате проведения эксперимента»

3.2. Номинация 2 «Учимся анализировать статистические данные»

Тема исследования: «Молодежь и Цели устойчивого развития ООН

  1. Методические рекомендации по выполнению работ

4.1. Общие рекомендации.

Конкурс состоит из следующих основных шагов.

На региональном этапе выполняются:

1 шаг – формулировка проблемы и формирование системы статистических показателей.

 Суть этого шага состоит в том, что, прежде чем собирать первичные статистические данные и рассчитывать показатели, необходимо разобраться, что, собственно, Вы собираетесь измерять и зачем.

2 шаг – проектирование соответствующего статистического исследования.

 На этом шаге Вы должны решить, каким образом Вы будете собирать статистические данные.

Существует несколько подходов к сбору первичных данных, необходимых для проведения статистического исследования. В некоторых случаях проводится статистическое наблюдение, например, проводится опрос с помощью интервью или рассылка анкет. В других случаях целесообразно использовать уже имеющиеся данные – административную информацию (например, справки о болезни могут быть использованы для изучения заболеваемости) или так называемые «большие данные» (данные о запросах в поисковых системах интернета для изучения интересов пользователей сети). В некоторых случаях первичные данные получаются с помощью организации эксперимента. Этот метод получения первичных данных распространен, например, в сельском хозяйстве (селекционная работа), в генетике или в медицине.

Каждый из способов получения первичных данных имеет свои особенности. В этом году мы предлагаем Вам собрать первичные статистические данные с помощью эксперимента/опыта в области земледелии.

Для этого, прежде всего, необходимо разработать схему эксперимента/опыта.  Схема опыта – это перечень изучаемых вариантов. Варианты представляют собой градации изучаемого в опыте фактора (факторов).  Задача любого опыта может быть решена путем сравнения, поэтому в каждом опыте должно быть как минимум 2 варианта. В схеме опыта обязательно должен присутствовать элемент сравнения, который позволит в результате исследований установить эффект отдельного варианта. Таким элементом сравнения, как правило, является контрольный или стандартный вариант, с которым сравнивают опытные варианты.

Например, вы ставите эксперимент с целью доказать, что освещенность положительно влияет на развитие всходов растений. Для этого Вы должны прорастить две или более группы семян одного и того же растения, но в разных условиях – под естественным освещением (на подоконнике), под прямым электрическим освещением, в глубине помещения и без дополнительного освещения, после чего провести наблюдения (измерить высоту растений, другие параметры, например, в течение нескольких дней или недель), и сравнить между собой результаты.  

         Следует подробно описать методику проведения опыта, продумать ход его проведения, какое оборудование используется для проведения, какие методы исследования применяются, какие наблюдения и учеты проводятся, какова их периодичность, каков объем выборки.  

Для оценки действия изучаемых вариантов опыта на растения в зависимости от темы и цели опыта необходимо определиться с признаками или показателями, которые будут оценивать эффекты изучаемых вариантов опыта. К таким признакам можно отнести количество всходов, высоту и массу растений, длину корешков или органов растений, пораженность растений, качественные показатели и др.

Так как результаты опытов всегда подвержены воздействию нерегулируемых влияний, исход которых невозможно предусмотреть, то и в результатах Ваших исследований всегда содержатся элементы случайности. Поэтому для получения более точных и надежных результатов Вашего эксперимента необходимо определиться с объемом выборки. Нельзя делать вывод по одному растению. Так, для оценки всхожести растений, следует высеять от 50 до 100 семян. В опытах по изучению высоты или массы растений количество растений каждого варианта должно быть не менее 5 – 10 шт.

Наблюдения за растениями следует проводить с интервалами 2-3 дня, результаты наблюдения записывать в таблицы, проводить фотофиксацию, вести дневник исследователя.  

3 шаг – сбор данных.

Часто это бывает самым трудоемким этапом статистического обследования.

Приступая к опытам с растениями, следует помнить, что работа с ними требует от Вас внимания и аккуратности.  Перед проведением опыта приготовьте все, что нужно для него: семена, растения, материалы, приборы.  Работайте, не торопясь: торопливость, поспешность в работе, как правило, приводят к плохим результатам.  При выращивании растений, тщательно ухаживайте за ними.

4 шаг – сводка, обработка и анализ полученных данных.

С помощью статистической обработки экспериментальных данных проводится оценка неизвестных параметров с построением доверительных интервалов, а также выбор лучшего варианта опыта по критериям существенности или дисперсионного анализа.  

Основные данные опыта желательно представить в виде диаграмм и графиков. Они придают полученным результатам большую наглядность и облегчают их восприятие и осмысление.

После статистической обработки экспериментальных данных, построения таблиц, графиков и диаграмм приступают к обобщению полученных данных и формулировке выводов.

Современная статистика разработала различные сложные математические и не очень сложные методы анализа, с помощью которых можно установить и количественно описать связь между различными показателями, делать прогнозы. Эти методы применяются повсюду – в экономике, в социологии, в организации производства, в демографии, в медицине, в различных научных областях – в физике, химии, астрономии… Большинство научных открытий сегодня совершаются с помощью статистических методов анализа. Вам порка рано применять эти методы в своих исследованиях, нужно немного подучиться. Но дорогу осилит идущий…

5 шаг – подготовка работы о проведенном исследовании. Правила оформления работы подробно излагаются в главе 5.

На федеральном этапе выполняются:

6 шаг – видео-презентация результатов.

 От того, насколько ярко, интересно и наглядно Вы сумеете представить результаты своего исследования, во многом зависит успех. Можно сделать прекрасную работу, но, если Вы не доведете её до конца, скомкано или неполно расскажете о своих результатах, Вам не победить в соревновании. Подготовьте сценарий видео-презентации. Распределите между собой работу. Сделайте аккуратную видео-презентацию, четко изложите в ней методологию, которую Вы применили для своего исследования (в статистике это называется – метаданные), какие данные собрали, какие результаты получили и как их использовали для анализа. Используйте, где это необходимо, графики, таблицы и иллюстрации.  Расскажите, чему Вы научились, какие у Вас планы. Попросите Вашего учителя по информатике помочь Вам сделать хорошую видео-презентацию, научитесь использовать технические возможности стандартной программы. Вам это очень пригодится в жизни. Примеры презентаций Вы можете найти на сайте конкурса. 

7 шаг – онлайн викторина на статистические темы.

4.2 Номинация 1: «Учимся собирать статистические данные»

Тема исследования: «Сбор первичных данных в результате проведения эксперимента».

Вам предлагается выбрать один из трех вариантов задания, провести соответствующий эксперимент, получить результаты, описать их и сделать выводы.

Задание 1. Микрозелень на коврике.

 Тема: оценка рисков снижения количества микрозелени от переохлаждения.

Объект исследования: одна из культур - редис, петрушка, горчица, руккола.

Актуальность. Процессы жизнедеятельности у каждого вида растений осуществляются при определенном тепловом режиме, который зависит от качества тепла и продолжительности его воздействия. Разные растения нуждаются в разном количестве теплоты и обладают различной способностью переносить отклонения (как в сторону понижения, так и повышения) температуры от оптимальной. Оптимальная температура — наиболее благоприятная температура для определенного вида растения в определенной стадии развития.

Алгоритм.

Выдвинете и сформулируйте рабочую гипотезу о возможном отрицательном влиянии на проростки пониженных температур.

Обоснуйте температурные условия среды контрольного варианта (варианта без воздействия переохлаждения).

Обоснуйте величину контролируемого переохлаждения и найдите техническое средство для реализации (к примеру, бытовой холодильник с достаточным объемом для помещения не менее половины объема проростков редиса или другой культуры.

Разместите семена редиса или другой культуры в чашки Петри (блюдца) на многослойные увлажненные кружки из фильтровальной бумаги (или «матрацы» из пробки). Накройте целлофановым «паричком» от высыхания. После появления всходов поместите половину экспериментальной микрозелени на сутки в холодильную камеру. Температурные условия надежно регистрируйте. При достижении товарного состояния микрозелени проведите учет результатов – количества (высоты, или массы) зелени. Ведите электронный дневник наблюдений и все этапы эксперимента фото документируйте.

Задание 2. Надежные поставщики семян.

Тема: оценка всхожести семян различных производителей.

Объект исследования: семена огурцов, томатов, салата.

Актуальность. На практике некоторые садоводы-любители, фермеры и сельскохозяйственные предприятия сталкиваются с проблемой качества семян. К сожалению, на рынке встречаются недобросовестные поставщики, предлагающие семена плохого качества. Критериев качества семян много, но наиболее очевидной характеристикой является их всхожесть. Для выявления недобросовестных поставщиков необходимо провести эксперимент и проверить, насколько фактическая всхожесть отличается от нормативной.

Алгоритм.

Выдвинете и сформулируйте рабочую гипотезу о влиянии качества посадочного материала на всхожесть семян.

Приобретите семена нескольких видов овощей от различных производителей. Например, семена огурцов, томатов и салата производителя А, семена огурцов, томатов и салата производителя Б и семена огурцов, томатов и салата производителя В. Желательно, чтобы заявленные свойства овощей каждого из производителей были сопоставимыми. Проследите, чтобы семена не были просроченными, и упаковка не была бы повреждена.

Изучите инструкции по проращиванию семян, предлагаемые производителями. Высейте семена и ухаживайте за ними в соответствии с инструкциями. Зафиксируйте всхожесть семян и параметры развития растений на начальном этапе, по каждой из культур. Ведите электронный дневник наблюдений и все этапы эксперимента фотодокументируйте.

Обработайте полученные материалы и сделайте выводы о надежности каждого из поставщиков семян. Проранжируйте результаты.

Задание 3. Биостимуляторы.

Тема: влияние биостимуляторов на рост и развитие рассады томата.  

Объект исследования: биостимуляторы растений.

Актуальность. По оценкам отечественных и зарубежных ученых потери урожая сельскохозяйственных культур от неблагоприятных факторов окружающей среды достигают 50-80% от их генетически обусловленной продуктивности. Реализация максимальной продуктивности культур может быть осуществлена при использовании регуляторов роста растений – биостимуляторов.

Цель исследований – опытным путем оценить эффективность различных биостимуляторов на рост и развитие рассады томата.

Алгоритм:

Выдвинете и сформулируйте рабочую гипотезу об ускорении появления всходов и увеличению длины корешков томатов при применении биостимуляторов.

Купите необходимое количество семян томатов одного сорта и одного производителя и несколько видов биостимуляторов, например Эпин-экстра, Аквамикс, Циркон и т. п.  

Семена томата разделите на группы (в каждой группе по 10 семян) в соответствии с числом закупленных видов биостимуляторов + 1 группа для проращивания без стимулятора. Замочите семена согласно указаниям на этикетках пакетов соответствующих стимуляторов. Семена одной группы замочите в простой воде.

Контейнеры поместите в одинаковые условия и регулярно проводите измерение скорости роста побегов (высота растений) и измерение длины корней у проростков. Ведите электронный дневник наблюдений и все этапы эксперимента фотодокументируйте.  

Обработать результаты, сделайте выводы об эффективности применения биостимуляторов, проранжируйте использованные биостимуляторы по степени эффективности.  

4.3 Номинация 2: «Учимся анализировать статистические данные»

 Тема исследования: Молодежь и Цели устойчивого развития ООН

Особенность этой номинации заключается в том, что от Вас не требуется проводить обследование и собирать первичные данные. Вы должны проанализировать те данные, которые уже собрала и опубликовала для Вас государственная статистика. На этот раз мы предлагаем Вам изучить и проанализировать данные, собранные многими странами в рамках всемирной программы, которая называется «Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» или, коротко, «Цели устойчивого развития» (ЦУР), которая была разработана крупнейшей и наиболее важной международной организацией - Организацией Объединенных Наций (ООН)

Эта программа была принята странами-членами ООН, включая Россию в 2015 году. Она была разработана для того, чтобы добиться улучшения жизни и будущего всех людей во всем мире. Программа содержит 17 целей, направленных на ликвидацию нищеты, сохранение ресурсов планеты и обеспечение благополучия для всех. Каждая из целей содержит ряд показателей, которые должны быть достигнуты странами в течение 15 лет.

Чтобы узнать больше об этой программе, Вы можете посетить сайты Федеральной службы государственной статистики https://rosstat.gov.ru/sdg и Организации Объединенных Наций https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/about/development-agenda/

Надо понимать, что разные страны находятся на разном уровне развития и перед ними стоят различные проблемы. Для некоторых стран, например, актуальной являются проблемы голода или обучение детей грамоте, в то время как для других стран эти проблемы, в основном, были решены много лет назад. Поэтому, каждая страна сосредотачивается на тех проблемах, которые являются для нее наиболее актуальными. Вместе с тем, некоторые проблемы, такие как охрана окружающей среды и борьба с неравенством, актуальны для всех.

Кроме того, надо понимать, что не все страны имеют достаточно хорошую статистическую систему, чтобы собирать и публиковать все данные, которые должны быть опубликованы в рамках программы ЦУР. Страны публикуют те данные, которые могут. Это, конечно, создает проблемы для исследователей, но такова реальность.

В этот раз, мы предлагаем Вам сосредоточится на анализе тех показателей, которые непосредственно относятся к проблемам, которые относятся к молодежи. Молодежь всего мира выстраивает свои жизненные приоритеты с учетом важности получения образования и хорошо оплачиваемой работы с перспективами дальнейшего роста. Молодежь также волнуют проблемы, связанные с охраной здоровья, равноправия между юношами и девушками, возможности проявить себя в общественной и политической жизни.  

В ходе выполнения этого задания Вам потребуется:

  1. Продумать, какие именно проблемы, с Вашей точки зрения, волнуют молодежь нашей страны и мира и которые Вы хотели бы исследовать;
  2. Ознакомиться с показателями, которые публикуются в рамках программы ЦУР, решить, какие из этих показателей могли бы быть Вами использованы для раскрытия темы;
  • Собрать данные по нашей стране (сайт Росстата) и по другим странам, которые Вы захотите включить в исследование для того, чтобы сравнить с ними нашу страну. Для этого мы рекомендуем Вам зайти на сайт глобальной базы данных по ЦУР ООН https://unstats.un.org/sdgs/dataportal, а также на сайты статистических стран соответствующих стран, если в этом будет необходимость. Мы обращаем Ваше внимание, что русский язык является одним из официальных языков ООН, поэтому на сайте ООН можно найти данные на русском, хотя знание английского языка также могут оказаться полезным. Возможно также, что Вы дополнительно решите проанализировать данные по Вашему региону, если сумеете найти их.
  1. Рассчитать производные показатели, которые Вы сочтете необходимым, например, показатели динамики или структуры, соотношения и т.д. Если Вы будете сопоставлять между собой данные по разным странам, подумайте над тем, что страны могут сильно различаться по величине, по расположению, климату, уровню развития экономики и по культуре. Иногда для того, чтобы сделать данные по разным странам сопоставимыми, их необходимо нормировать, то есть выразить в расчете на одного жителя, на 1 квадратный километр территории и т.д. Стоимостные показатели, если Вы включите их в анализ, необходимо пересчитать в единую валюту по тому или иному курсу.
  2. Провести анализ и сформировать аналитическую записку, включив в нее, при необходимости, достаточное количество графиков, схем и таблиц. Все статистические данные, которые Вы приводите, должны иметь ссылку на источник информации.      

 

  1. Порядок оформления работы на региональном этапе

5.1. Общий объем работы не должен превышать 15 страниц, включая титульный лист, аннотацию, иллюстрации, графики, рисунки, фотографии, перечень ссылок, приложения и список литературы

5.2. Межстрочный интервал – полуторный, шрифт обычный (не жирный, не курсив), Times New Roman, 12 размер. Параметры страницы: верхнее и нижнее поля – 2 см, правое и левое поля 2,5 см

5.3. Приложения (входят в общий объем работы, не превышающий 15 страниц) – не более 5 страниц должны быть помещены в конце работы после списка литературы

5.4. На титульном листе работы обязательно должны быть в последовательном порядке указаны:

- название Конкурса (Всероссийский школьный конкурс по статистике «Тренд»);

- название номинации (Конкурс «Учимся собирать статистические данные»/ Конкурс «Учимся анализировать статистические данные»)

- название работы

- имя и фамилия автора/авторов

- учитель Ф.И.О.

- № образовательной организации

- название региона, города, год

5.5. Вторая страница работы должна быть аннотацией – кратким описанием исследования и его главные результаты.

5.6. Работа передается в региональное жюри конкурса в электронном виде. Версия работы на бумажном носителе не принимается.

  1. Критерии оценки работ и отбора победителей и призеров регионального этапа.

6.1. На региональном этапе Конкурса членами регионального жюри оценивается письменная работа, подготовленная по теме Номинации 1 или Номинации 2.

6.2. Работа должна быть загружена в Личный кабинет. При загрузке работы в Личный кабинет в поле соответствующей Номинации в таблице «Участники конкурса 2022/23 учебного года», размещенной на сайте РАС, появляется отметка о номере Номинации в графе «Работы». Если отметки «Номинация 1» или «Номинация 2» не появились – это означает, что работа не загрузилась.  Количество набранных баллов размещается в графе «Балл».

6.3. Победитель определяется в каждой Номинации. Победителем регионального этапа являются авторы той работы, которая набрала наибольшее количество баллов среди работ, подготовленных в регионе. Это подтверждается отметкой «Победитель» в графе «Результаты регионального этапа». Победителям вручаются Свидетельства о победе в региональном туре.

 

6.4. Призерами регионального тура становятся авторы трех работ, которые набрали количество баллов следующее за работой-победителя. Призерам вручаются дипломы I, II и III степени, в соответствии с набранными баллами, что отражается в графе «Результаты регионального этапа». Призерам регионального этапа вручаются дипломы I, II, и III степени.

6.5. Критерии оценки работ регионального этапа.

Максимальный (итоговый) балл – 65 в т.ч.:

(1) Оформление работы (титульный лист, аккуратность, грамотность, соответствие Положению) – до 2 баллов;

(2) Соответствие тематике Конкурса и выбранной номинации – до 3 баллов;

(3) Грамотная постановка цели (четкость, конкретность) и определение задач, посредством которых она будет достигнута – до 5 баллов;

(4) Соответствие названия содержанию работы, четкая структура работы, использование научной литературы, публицистики, статистических сборников – до 5. баллов;

(6) Глубина раскрытия темы – до 6 баллов;

(7) Стиль, грамотность – до 4 баллов;

(8) Обоснованность суждений – до 5 баллов;

(9) Выводы (конкретность, четкость, соответствие целям и задачам работы) – до 6 баллов;

(10) Вклад автора в работу – до 5 баллов;

(11) Визуализация (таблицы, рисунки, фото, видеоматериалы, презентация) – до 5 баллов;

(12) Методика исследования – до 4 баллов;

(13) Изложение содержания работы, владение материалом – до 13 баллов;

(14) Дополнительные баллы Жюри – до 2 баллов;

 

  1. Критерии оценки работ и отбора победителей и призеров федерального этапа.

 

7.1. К участию в федеральном этапе допускаются только победители регионального этапа в каждой Номинации.

7.2. Баллы, полученные победителями на региональном этапе, не принимаются во внимание и не суммируются с баллами, полученными на федеральном этапе.

7.3. Федеральный этап состоит из двух туров: отборочный тур и викторина.

7.4. Для участия в отборочном туре готовится видео презентация работы, выполненной на региональном этапе. Ролик размещается на любом видео хостинге, ссылка на ролик размещается в Личном кабинете. При размещении ссылки в Личном кабинете в таблице «Участники конкурса 2022/23 учебного года» в графе «Видеопрезентация» появляется отметка «+»

7.5. Критерии оценки видео презентации.

 Максимальный (итоговый) балл – 17, в т. ч.:

(1) сила и яркость эмоционально-психологического воздействия – до 7 баллов

(2) полнота раскрытия темы – до 6 баллов;

(3) оригинальность подачи материала – до 4 баллов.

7.6. Баллы, набранные за видео презентацию, размещаются на сайте ВШК «Тренд» в таблице «Участники конкурса 2022/23 учебного года» в графе «Видеопрезентация (балл)»

7.7.  К участию в викторине допускаются пять команд Номинации 1 и пять участников Номинации 2, набравшие максимальное количество баллов на отборочном туре в своей Номинации.

7.8. Викторина проводится в режиме видео конференции. Все конкурсанты, допущенные к участию в викторине, со своими учителями должны прибыть к месту проведения онлайн викторины, определенному Партнером Конкурса, своего региона откуда организовывается связь с членами федерального жюри, которые размещаются в Москве. Викторина - очный тур, с применением видео-конференц-связи.

Связь с ведущим викторины осуществляется по видео-мосту.

Участники самостоятельно отвечают на вопросы викторины, руководствуясь правилами, которые доводит до них ведущий викторины. Подсказки от учителей или других лиц, присутствующих в помещении, не допускаются. Региональный координатор Конкурса следит за порядком в помещении и, в случае установленных нарушений/подсказок, может обратиться по видеосвязи к председателю Федерального жюри с предложением о снятии участника с соревнования.

7.9. Викторина проводится последовательно: сначала для конкурсантов Номинации 1, затем для конкурсантов Номинации 2.

7.10. Баллы, полученные за ответы на викторине, размещаются в таблице «Участники конкурса 2022/23 учебного года» в графе «Викторина балл»

7.11. Критерии оценки ответов конкурсантов на викторине

Максимальный итоговый балл – 34, в т. ч.:

(1) Правильность ответа – до 14 баллов

(2) Демонстрация статистического мышления – до 14 баллов

(3) Логичное и четкое изложение материала – до 6 баллов

7.12.  Объявление результатов викторины, порядок подачи апелляций и объявление победителей Конкурса

Предварительные результаты викторины объявляются Федеральным жюри непосредственно после окончания очного тура и доводятся до участников посредством видеосвязи. В случае несогласия с решением Федерального жюри участники имеют право подать апелляцию. Обоснованная апелляция может быть подана в письменном виде по электронной почте секретарю Федерального жюри в сроки, указанные в Положении о конкурсе. В апелляции должно быть ясно указано, с чем именно не согласен участник конкурса или его учитель.

7.13. Баллы, набранные на федеральном этапе, определяются путем сложения набранных баллов за видеопрезентацию и за ответы на викторине.

7.14. Победители федерального этапа определяются в каждой Номинации и являются командой/участником, набравшими максимальное количество баллов. Отметка о победе в ВШК Тренд 2022/23 «Победитель» размещается в таблице «Участники конкурса 2022/23 учебного года» в графе «Результаты конкурса».

7.15. Призеры конкурса определяются в каждой номинации и соответствуют трем максимальным результатам, следующим за победителем. Отметка о награде дипломами I, II и III степени за участие в ВШК Тренд 2022/23 размещается в таблице «Участники конкурса 2022/23 учебного года» в графе «Результаты конкурса».

 

Рекомендуемая литература:

Статистика в 2 т. Том 1: Учебник / Елисеева И.И. - Отв. ред. — 4-е изд., пер. и доп .— М. : Издательство Юрайт, 2016 .— 332 .

Статистика в 2 т. Том 2: Учебник / Елисеева И.И. - Отв. ред. — 4-е изд., пер. и доп .— М. : Издательство Юрайт, 2016 .— 346