РЕГЛАМЕНТ
проведения всероссийского школьного конкурса по статистике «Тренд»
2021/2022 учебный год

Регламент разработан на основе Положения о всероссийском школьном конкурсе по статистике «Тренд» (далее - Конкурс).

  1. Период проведения Конкурса
    • Конкурс проводится с «01» сентября 2021г. по «31» мая 2022 г.
  2. Этапы конкурса:

Региональный этап с 1 сентября 2021 г. – 25 февраля 2022 г.:

- регистрация команд на сайте ВШК Тренд и загрузка работ по выполненным исследованиям в Личные кабинеты до 10 января 2022 г.;

- определение призеров и победителей регионального этапа Конкурса до 31 января 2022 г.;

- прием апелляций до 10 февраля 2022 г.;

- рассмотрение апелляций до 20 февраля 2022;

- объявление победителей и призеров регионального этапа на сайте ВШК Тренд 25 февраля 2021 г.;

Федеральный этап с 26 февраля 2022 г. – 31 мая 2022 г.:

- отборочный тур: представление командами победителями регионального этапа презентаций исследований в формате видео роликов до 31 марта 2022 г.

- оценка видеороликов федеральным жюри до 15 апреля 2022 г.

- проведение онлайн викторины до 1 мая 2022 г.

- прием апелляций до 10 мая 2022 г.

- рассмотрение апелляций до 20 мая 2022 г. 

- объявление на сайте ВШК Тренд победителей и призеров ВШК Тренд 20 мая 2022 г.

  1. Номинации Конкурса

            Конкурс проводится по двум номинациям:

3.1. Номинация 1.  «Учимся собирать статистические данные»

Тема исследования: «Здоровый образ жизни школьника»

3.2. Номинация 2 «Учимся анализировать статистические данные»

Тема исследования: «Экология моего региона»

  1. Методические рекомендации по выполнению работ

4.1. Общие рекомендации.

Конкурс состоит из следующих основных шагов.

На региональном этапе выполняются:

1 шаг – формулировка проблемы и формирование системы статистических показателей.

 Суть этого шага состоит в том, что, прежде чем собирать первичные статистические данные и рассчитывать показатели, необходимо разобраться, что, собственно, Вы собираетесь измерять и зачем.

2 шаг – проектирование соответствующего статистического исследования.

 На этом шаге Вы должны решить, каким образом Вы будете собирать статистические данные.

Допустим, Вы решили провести опрос.

Опрос является одним из наиболее распространенных способов сбора статистических данных. Опрашиваемый – это респондент; тот, кто опрашивает – это интервьюер или регистратор.

Для подготовки опроса вы должны определить:

Объект наблюдения – группу людей, которых вы собираетесь опрашивать. В нашем случае объект наблюдения – Ваши друзья, которые на протяжении последних нескольких лет ездили в интересующий Вас лагерь. В статистике такую группу принято называть выборочной совокупностью.

Единицу наблюдения, то есть от кого Вы хотите получить ответ. В нашем случае это – один человек, опрашиваемый. Но в других обследованиях единицы наблюдения могут быть разными, например, семья, фирма, даже целая страна, если статистические данные собираются для проведения международных сопоставлений.

Время наблюдения – время, к которому относятся собираемые данные; например, одна календарная неделя или один год.

Вы должны также составить программу опроса, а это значит:

Определить форму опроса, например, личный опрос (интервью), обзвон по телефону, письменный опрос (анкетирование) по электронной почте. 

Сформулировать вопросы, на которые вы хотите получить ответы. Имейте в виду, что это не так просто, чтобы получить устраивающий Вас ответ. Например, Вы должны предусмотреть, что люди могут по-разному понимать, что такое солнечный или дождливый день, и Вам будет необходимо дать такую подсказку, чтобы все поняли вопрос одинаково.

Иногда приходиться дополнительно предложить возможные варианты ответов на каждый вопрос, из которых респондент должен выбрать один вариант.

Частью второго шага является составление организационного плана исследования.

Примерный Организационный план может выглядеть так:

Ваши действия

Период

1.

Постановка задачи для сбора данных

с … по …

2.

Определение объекта исследования, единицы опроса, времени и периода опроса

с … по …

3.

Разработка вопросника

с … по …

4.

Проведение опроса

с … по …

5.

Контроль полноты и правильности заполнения вопросника

с … по …

6.

Обобщение. Построение таблиц и графиков.

с … по …

7.

Анализ результатов. Составление отчета

с … по …

 

Итого

30 дней

 

3 шаг – сбор данных.

Часто это бывает самым трудоемким этапом статистического обследования, особенно если Вы собираете первичные данные самостоятельно, путем опроса, а не берете их готовыми из официальной статистики или каких-то административных источников. Для проведения опроса необходимо уметь профессионально вести себя, уважать своих респондентов. Профессиональных интервьюеров учат правильно одеваться, правильно говорить с респондентами, правильно и тактично задавать вопросы, уважать право респондентов на конфиденциальность личных данных. Конфиденциальность означает, что информация, которую респондент доверил Вам, не станет известной никому другому и будет использована только в статистических целях. Ни в коем случае нельзя разглашать индивидуальные данные. Никому не сообщайте их! В результате опросов могут быть опубликованы только обобщенные данные, сводные итоги, из которых невозможно определить информацию по каждому конкретному респонденту.

4 шаг – сводка, обработка и анализ полученных данных.

Прежде всего, необходимо понять, насколько правильными являются собранные первичные данные. К сожалению, не всегда респонденты готовы делиться с исследователями правдивой информацией.

После того, как первичные данные проверены, переходите к расчету обобщающих показателей и к анализу результатов.   

Обобщение можно провести на основе ответов по отдельному вопросу (простая группировка) или объединив ответы на несколько вопросов (комбинационная группировка). Примером простой группировки является группировка по возрасту. Например, число ответивших в возрасте до 14 лет и от 14 лет и старше. Если в группировке учесть еще и пол отвечавшего, получим комбинационную группировку:

Пол

Возраст, лет

Итого

до 14 лет

от 14 лет и старше

Девочки

 

 

 

Мальчики

 

 

 

Итого

 

 

 

 

Если требуется провести более сложный анализ, например, проанализировать динамику, то есть изменение соответствующих показателей во времени, или провести сопоставления с другими школами, регионами или странами, потребуется рассчитать дополнительные показатели динамики (часто их называют индексами) или относительные показатели.

Современная статистика разработала различные сложные математические и не очень сложные методы анализа, с помощью которых можно установить и количественно описать связь между различными показателями, делать прогнозы. Эти методы применяются повсюду – в экономике, в социологии, в организации производства, в демографии, в медицине, в различных научных областях – в физике, химии, астрономии… Большинство научных открытий сегодня совершаются с помощью статистических методов анализа. Вам порка рано применять эти методы в своих исследованиях, нужно немного подучиться. Но дорогу осилит идущий…

5 шаг – подготовка работы о проведенном исследовании. Правила оформления работы подробно излагаются в главе 5.

На федеральном этапе выполняются:

6 шаг – видео-презентация результатов.

 От того, насколько ярко, интересно и наглядно Вы сумеете представить результаты своего исследования, во многом зависит успех. Можно сделать прекрасную работу, но, если Вы не доведете её до конца, скомкано или неполно расскажете о своих результатах, Вам не победить в соревновании. Подготовьте сценарий видео-презентации. Распределите между собой работу. Сделайте аккуратную видео-презентацию, четко изложите в ней методологию, которую Вы применили для своего исследования (в статистике это называется – метаданные), какие данные собрали, какие результаты получили и как их использовали для анализа. Используйте, где это необходимо, графики, таблицы и иллюстрации.  Расскажите, чему Вы научились, какие у Вас планы. Попросите Вашего учителя по информатике помочь Вам сделать хорошую видео-презентацию, научитесь использовать технические возможности стандартной программы. Вам это очень пригодится в жизни. Примеры презентаций Вы можете найти на сайте конкурса. 

7 шаг – онлайн викторина на статистические темы.

4.2 Номинация 1: «Учимся собирать статистические данные»

Тема исследования: «Здоровый образ жизни школьника».

К сожалению, не у всех школьников сформирована устойчивая мотивация на здоровый образ жизни (ЗОЖ) и нет ясного понимания, как следует заботиться о своём здоровье. Не все и не всегда могут противостоять негативному влиянию со стороны окружающей среды. Развитие информационных технологий, ускорение темпов жизни также повышают требования к физической и психической выносливости детей. Важными факторами поддержания здоровья являются качество жизни и ЗОЖ человека, внешняя среда и профилактика заболеваний, рациональное питание, соблюдение режима труда и отдыха, личная гигиена, экологически грамотное поведение, психическая и эмоциональная устойчивость, отказ от вредных привычек, безопасность труда и поведения, позволяющая избежать травм и других повреждений.

Мы предлагаем Вам провести исследование с помощью анонимного анкетирования на тему: «Здоровый образ жизни школьника». Для этого вам придется собрать первичные данные позволяющие проанализировать основные составляющие здорового образа жизни школьника для своей/(го) школы/города/региона:

  • режим труда и отдыха (длительность сна, регулярность прогулок на свежев воздухе, время, проведенное за компьютером и др.);
  • пищевые привычки;
  • гигиена и двигательная активность (зарядка, закаливание);
  • наличие вредных привычек;
  • профилактика заболеваний (посещение стоматолога минимум один раз в год)

 

Особенностью выполнения работы в данной номинации является проведение наблюдения для сбора первичных данных. Для решения этой задачи надо сделать следующее:

  • Сформулируйте цель вашего исследования.
  • Определите совокупность, которую Вы будете исследовать. Например, это могут быть все учащиеся Вашей школы, или учащиеся только определенного возраста. Главное правило – совокупность должна быть однородной по существенным признакам. Например, если Вы обследуете всех учащихся школы, разделите их на несколько групп по возрасту – младшие, средние и старшие. Стоит отметить, что физиологические особенности мальчиков и девочек разных возрастов заметно отличаются между собой. Если обследуете один возраст, разбейте совокупность на мальчиков и девочек. Совокупность должна содержать не менее 30 опрашиваемых респондентов.
  • Выберете форму наблюдения.

Статистика использует много форм наблюдения, но для данного исследования лучше всего подходит опрос. Помимо этого, Вам надо определить форму опроса, например, личный опрос (интервью), обзвон по телефону, письменный опрос (анкетирование), в том числе по электронной почте. Удобным и быстрым способом сбора информации может быть использование специальных интернет – ресурсов, например, Google формы.

  • Подготовьте систему показателей, с помощью которых Вы будете проводить измерения, то есть список вопросов, которые вы включите в анкету.

Чтобы в ходе исследования получить надежную и полную информацию от респондента, следует соблюдать существующие простые правила:

  • Одна цель – один опрос. Не стоит помещать в один опрос сразу несколько задач. Вопросы исследователя должны касаться одного аспекта изучаемой области, тогда ответы респондентов смогут обеспечить объективной информацией, достоверными отзывами и мнениями.
  • Оптимальное количество вопросов. Чтобы получить достаточное количество желающих участвовать в опросе, правила проведения анкетирования рекомендуют включать в опросный лист краткие, предельно ясные вопросы и минимальное количество вариантов ответа. Максимальное время для анкетирования или интервьюирования не должно превышать 5-7 минут.
  • От легкого – к сложному. Чтобы сохранить интерес респондента до окончания опроса, в первую очередь следует помещать в анкете простые и легкие вопросы, затем сложные и снова простые. Обычно это вопросы, связанные с персональной информацией респондента.
  • Определите время обследования. Учтите, что для получения корректных данных может быть необходима организация наблюдения в течение какого-то существенного периода времени, например, измерение (хронометраж) времени, затраченного на учебу, сон, отдых, прогулки, интернет, занятия спортом и физкультурой в течение недели или двух.
  • Подготовьте подробные инструкции для респондентов, как надо отвечать на вопросы анкеты, как проводить измерения. Например, подготовьте черновики таблиц, в которые респонденты будут заносить результаты хронометража. Для получения наиболее обширных результатов в ходе оцифровки данных старайтесь избегать вопросов с ответами «да/нет», лучше использовать шкалу оценки, например от 0 до 5 для того, чтобы респонденты могли не просто фиксировать наличие того или иного события, но и его интенсивность. Постарайтесь добиться того, чтобы Ваши инструкции обеспечили однозначное толкование респондентами вопросов анкеты. Например, четко обозначьте, что Вы понимаете под занятием физкультурой и спортом (утренняя гимнастика, школьный урок физкультуры, игра в футбол с друзьями, прогулка в парке, пробежка, шахматы и компьютерные игры).
  • Организуйте сбор данных.

Самый главный принцип в ходе опроса, которому нужно следовать, является соблюдение конфиденциальности персональных данных. Конфиденциальность означает, что информация, которую респондент доверил Вам, не станет известной никому другому и будет использована только в статистических целях. Ни в коем случае нельзя разглашать индивидуальные данные. Никому не сообщайте их! В результате опросов должны быть опубликованы только обобщенные данные, сводные итоги, из которых невозможно определить информацию по каждому конкретному респонденту.

  • Сводка, обработка и анализ полученных данных.

До того, как вы перейдете к анализу полученных данных, необходимо понять, насколько корректными являются собранные первичные сведения. Стоит учитывать, что не всегда опрашиваемые дают правдивую информацию.

Допустим, Вы получили информацию об образе жизни от 30 человек. Большинство из них ответило, что спят по 8-9 часов в сутки. Однако три человека ответили, что не спят совсем. Результаты таких анкет не стоит учитывать при анализе и отнести к выбросам. В статистике это называется логический контроль.

После того, как первичные данные проверены, переходите к расчету обобщающих показателей и к анализу результатов.

Обобщение можно провести на основе ответов по отдельному вопросу (простая группировка) или объединив ответы на несколько вопросов (комбинационная группировка). Примером простой группировки является группировка по возрасту или полу. Например, число ответивших в возрасте от 10 до 14 лет и от 14 до 18 лет.

Статистические методы анализа данных применяются практически во всех областях деятельности человека. Одни методы являются универсальными, другие специфичными для конкретной отрасли или сферы деятельности.

При проведении исследования используются различные методы и модели прикладной математической статистики: описательная статистика, анализ связей и зависимостей, теория статистических выводов, методы многопеременной статистики, различные методы шкалирования, корреляционный, факторный, регрессионный, кластерный анализы и др. Вы будете изучать эти методы, если продолжите образование в ВУЗах на программах по статистике. Сейчас, при подготовке конкурсной работы, Вы можете ограничиться описанием полученных результатов в табличной форме и в форме графиков, а также не забудьте сделать выводы. Которые вытекают из результатов исследования.

4.3 Номинация 2: «Учимся анализировать статистические данные»

Тема исследования: «Экология моего региона».

Сегодня проблемы охраны окружающей среды являются не менее, а иногда даже более острыми, чем вопросы, связанные с развитием экономики или с решением вопросов социального развития. Чтобы охранять природу, надо отслеживать процессы, которые в ней происходят, наблюдать, велики ли выбросы вредных веществ в атмосферу, в воду, что происходит с лесом и землей. Это называется экологический мониторинг. Для мониторинга нужны статистические данные. Поэтому, мы предлагаем Вам разобраться, какие статистические данные используются для мониторинга состояния и охраны окружающей среды, проанализировать их и сделать выводы о том, как обстоят дела с экологией Вашего региона.

Особенность этой номинации заключается в том, что от Вас не требуется проводить обследование и собирать первичные данные. Вы должны проанализировать те данные, которые уже собрала и опубликовала для Вас государственная статистика.

Для этого мы предлагаем Вам посетить сайт Федеральной службы государственной статистики www.rosstat.gov.ru На этом сайте есть много полезной информации, содержатся самые свежие и точные статистические данные по экономике, демографии, социальному развитию нашей страны. Но Вас в будут интересовать данные по экологии.

Чтобы найти эти данные, найдите на главной странице сайта рубрику публикации и кликнете на неё. Зайдите в рубрику статистические издания. Мы рекомендуем Вам выполнить ваше исследование на данных двух статистических сборников:

  • Сборник «Регионы России. Социально-экономические показатели»

Настоящий сборник содержит официальную статистическую информацию, отражающую явления и процессы, произошедшие в экономической и социальной жизни Российской Федерации.
При подготовке сборника использованы данные, получаемые органами государственной статистики от предприятий, организаций, населения в ходе проведения статистических наблюдений, переписей, выборочных обследований, данные министерств и ведомств Российской Федерации, а также информация, получаемая от организаций, которые проводят обследования, опросы по сбору сведений экономического и социального характера.
Сборник содержит данные о демографической и экологической ситуации в регионах России. В частности, Вы должны использовать данные из раздела: Земельные ресурсы и охрана окружающей природной среды https://gks.ru/bgd/regl/b20_14p/Main.htm

  • Сборник «Охрана окружающей среды в России»

В статистическом сборнике представлена информация, характеризующая состояние окружающей среды, наличие и использование природных ресурсов. В сборнике публикуются данные о затратах на охрану окружающей среды, материалы по земельным и лесным ресурсам и их охране, особо охраняемым природным территориям и животному миру, охране и использованию водных ресурсов, охране атмосферного воздуха, образованию и использованию отходов производства и потребления, сведения об охране окружающей среды в городах и поселках городского типа. Приводится также информация о заболеваемости населения.

Статистические данные в разрезе субъектов Российской Федерации начиная с 2014 года выделены в отдельное электронное приложение.

Сборник издается с периодичностью один раз в два года, с 2014 года – только в электронном виде. https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13209

Если Вы найдете и используете для анализа другие данные, кроме тех, которые содержатся в этих сборниках, например, статистические материалы, изданные в Вашем регионе, пожалуйста, используйте их, но с обязательной ссылкой на источник. Это будет очень хорошо.

При подготовке конкурсной работы обратите внимание на следующее. Мало привести те или иные статистические данные, нужно еще объяснить, хорошо это или плохо, много или мало. Для этого лучше всего сравнить соответствующие показатели с показателями других регионов или России в целом. При этом придерживайтесь двух правил:

  • все регионы разные, поэтому нет смысла сравнивать абсолютные значения по большим и по маленьким регионам. Чтобы сделать данные сопоставимыми, их нужно нормировать, то есть избавиться от влияния масштаба. Например, рассчитайте выбросы вредных веществ в расчете на одного жителя или на 1 кв. километр площади и только после этого сравнивайте между собой. Все необходимые для этого данные есть в статистических сборниках.
  • Экологические параметры часто зависят от экономических особенностей развития регионов, от наличия в них определенных отраслей, загрязняющих окружающую среду, от особенностей климата и от других факторов. Поэтому, когда будете проводить сопоставления между регионами, постарайтесь выбирать похожие регионы, иначе результаты Вашего анализа будут неточными.
  1. Порядок оформления работы на региональном этапе

5.1. Общий объем работы не должен превышать 15 страниц, включая титульный лист, аннотацию, иллюстрации, графики, рисунки, фотографии, перечень ссылок, приложения и список литературы

5.2. Межстрочный интервал – полуторный, шрифт обычный (не жирный, не курсив), Times New Roman, 12 размер. Параметры страницы: верхнее и нижнее поля – 2 см, правое и левое поля 2,5 см

5.3. Приложения (входят в общий объем работы, не превышающий 15 страниц) – не более 5 страниц должны быть помещены в конце работы после списка литературы

5.4. На титульном листе работы обязательно должны быть в последовательном порядке указаны:

- название Конкурса (Всероссийский школьный конкурс по статистике «Тренд»);

- название номинации (Конкурс «Учимся собирать статистические данные»/ Конкурс «Учимся анализировать статистические данные»)

- название работы

- имя и фамилия автора/авторов

- учитель Ф.И.О.

- № образовательной организации

- название региона, города, год

5.5. Вторая страница работы должна быть аннотацией – кратким описанием исследования и его главные результаты.

5.6. Работа передается в региональное жюри конкурса в электронном виде. Версия работы на бумажном носителе не принимается.

  1. Критерии оценки работ регионального этапа.

Максимальный (итоговый) балл – 65

(1) Оформление работы (титульный лист, аккуратность, грамотность, соответствие Положению) – до 2 баллов;

(2) Соответствие тематике Конкурса и выбранной номинации – до 3 баллов;

(3) Грамотная постановка цели (четкость, конкретность) и определение задач, посредством которых она будет достигнута – до 5 баллов;

(4) Соответствие названия содержанию работы, четкая структура работы, использование научной литературы, публицистики, статистических сборников – до 5. баллов;

(6) Глубина раскрытия темы – до 6 баллов;

(7) Стиль, грамотность – до 4 баллов;

(8) Обоснованность суждений – до 5 баллов;

(9) Выводы (конкретность, четкость, соответствие целям и задачам работы) – до 6 баллов;

(10) Вклад автора в работу – до 5 баллов;

(11) Визуализация (таблицы, рисунки, фото, видеоматериалы, презентация) – до 5 баллов;

(12) Методика исследования – до 4 баллов;

(13) Изложение содержания работы, владение материалом – до 13 баллов;

(14) Дополнительные баллы Жюри – до 2 баллов;

  1. Критерии оценки на федеральном этапе

7.1. Отборочный тур - видео презентации работы.

  Максимальный (итоговый) балл – 17

(1) сила и яркость эмоционально-психологического воздействия – до 7 баллов

(2) полнота раскрытия темы – до 6 баллов;

(3) оригинальность подачи материала – до 4 баллов.

7.2. Викторина

7.2.1. Организация викторины

Викторина - очный тур, организованный с применением видео-конференц-связи. К участию в онлайн викторине допускаются пять команд в каждой из номинаций, набравшие максимальное количество баллов на отборочном туре.

Участники викторины прибывают в здание Партнера Конкурса в сопровождении учителя и располагаются в выделенном для проведения викторины помещении. Связь с ведущим викторины осуществляется по видео-мосту.

Участники самостоятельно отвечают на вопросы викторины, руководствуясь правилами, которые доводит до них ведущий викторины. Подсказки от учителей или других лиц, присутствующих в помещении, не допускаются. Региональный координатор Конкурса или его представитель следит за порядком в помещении и, в случае установленных нарушений/подсказок, может обратиться по видео-связи к представителю Федерального жюри с предложением о снятии участника с соревнования.

7.2.2. Оценка ответов викторины

Оценка ответов производится Федеральным жюри.

Максимальный итоговый балл – 34

  • Правильность ответа - 14
  • Демонстрация статистического мышления - 14
  • Логичное и четкое изложение материала – 6

7.2.3. Объявление результатов викторины, порядок подачи апелляций и объявление победителей Конкурса

Предварительные результаты викторины объявляются Федеральным жюри непосредственно после окончания очного тура и доводятся до участников посредством видеосвязи. В случае несогласия с решением Федерального жюри участники имеют право подать апелляцию. Обоснованная апелляция может быть подана в письменном виде по электронной почте секретарю Федерального жюри в сроки, указанные в Положении о конкурсе. В апелляции должно быть ясно указано, с чем именно не согласен участник конкурса или его учитель. 

После рассмотрения всех апелляций Федеральное жюри выносит окончательное решение о победителях Конкурса и доводит его до участников путем размещения информации на сайте Конкурса в последней графе «Результаты конкурса» в таблице «Участники конкурса 2021/22 учебного года».

 

Рекомендуемая литература:

Статистика в 2 т. Том 1: Учебник / Елисеева И.И. - Отв. ред. — 4-е изд., пер. и доп .— М. : Издательство Юрайт, 2016 .— 332 .

Статистика в 2 т. Том 2: Учебник / Елисеева И.И. - Отв. ред. — 4-е изд., пер. и доп .— М. : Издательство Юрайт, 2016 .— 346